Частный дворцовый комплекс "Белый Замок".

Годы:
1998-2007

Площадь:
2000 м2

Месторасположение:
Россия, г. Санкт-Петербург, р-он Шувалово-озерки, ул. Большая Озёрная

Заказчик:
Юрий Джанович Деревянко  

Команда:
Архитекторы:
Юрий Медведев,
Антон Медведев,
Ольга Потатуева
Скульптура:
Рустам Игамбердиев
Роспись:
Александр Додон,
Луминица Табурца
В духе романтизма

Замковая архитектура – окно и дверь в другой мир. Этот мир непросто адаптировать, еще сложнее его создать. Приручить текущее по своим законам время, почувствовать вкус вечности. Это процесс глубокого погружения, непредсказуемый и масштабный.

Отчасти город на Неве – вещь в себе. Утратив столичный статус, он, тем не менее, сохранил нечто большее. Даже не душу города – его Дух. Тут сплелось все: аристократическая бледность, темп и образ жизни, особое питерское мышление и восприятие. И спроецировалось на архитектуру. Она покоряет, пропитывает воздух этой особостью, а мы с восхищением взираем на созданный образ, находя его и в парадоксе дворцов-колодцев Генштаба, и в современных постройках, в центре города и в отдаленных районах.

Этот особняк, расположенный в живописнейших Озерках (ранее дачная местность Шувалово, устроенная на земле, пожалованной в 1726 году Екатериной I выборгскому оберкоменданту Ивану Шувалову и получившая название Парлоговской мызы), исполнен в романтическом замковом стиле. Он так и назван – Белый замок. Зубчатые стены и башни, эффектный спуск к озеру, оформленный подпорами с лестницами и ограждениями, таинственный грот с фонтаном – все это намек на рыцарское средневековье, стилизованный в духе неоромантизма. «Современность» архитектуры прочитывается бла­годаря стеклянному восьмигранному шатру, венчающему основной объем. Но столь же отчетливо ощущается ее преемственная связь с историческим насле­дием - особняками Шувалова-Озерков конца XIX-начала ХХ вв, чья первоначальная застройка отражала весь спектр архитектурных направлении этого периода. Сложные объемные композиции построек воспроизводили средневековые европейские замки или итальянские виллы, а их декор, вполне в духе эклектики, совмещал классицистические и барочные мотивы. В начале прошлого века здесь появляются здания в духе неоклассицизма и в стиле модерн. Эти роскошные особняки с водопроводом, оранжереями, фонтанами, конюшнями, купальнями и лодочными пристанями, к которым вели каменные лестницы со скульптурными львами, располагались на песчаных берегах озер.

Со смотровой площадки усадьбы Белого замка можно насладить этим великолепным видом – жемчужная озерная гладь, живописные изгибы берега, обрамленные вековыми соснами. Сам дом-замок компактно вписан в общий ландшафт. Основной двухэтажный корпус дома построен на остром планировочном приеме - сочетании прямых углов с углами в 45 градусов, что обеспечило сильную пластику башнеобразного объема. Мотив восьмигранника прослежи­вается и в пластике крыльев - бассейна и зимнего сада, образующих открытый в сторону улицы двор. Ощущение целостности композиции усиливается за счет того, что все фасады выполнены из ревельского и путиловского камня; отлично артикулированы формы, в которых ордерные мотивы сочетаются с «крепостными» зубцами и «машикулями», отвечают правилу хорошей архитектуры - тектоничности. Здесь удивительно точно найден масштабный строй композиции в целом и ее отдель­ных деталей, соответствующий функциональному назначению здания.

В том же ключе выдержаны и интерьеры. Особое внимание уделено лепному декору потолков. Их великолепие поражает воображение. Использован в декоре помещений тонированный дуб, чей своеобразный рыжеватый цвет возник не случайно, – именно так выглядит тайландское дерево тик, из которого на заказ выполнены некоторые резные детали интерьера. В отделке стен использована штукатурка и керамическая плитка, плиткой же в основном оформлены и полы. Высокий уровень исполнения альфрейных и пластических работ позволяет создать требуемое ощущение величественности и «подлинности». А выполненный из известняка камин превосходно поддерживает замковую тему. Небольшой зимний сад, занимающий одно из крыльев дома, оформлен с необыкновенным изяществом. Здесь много света, поступающего из оконных проемов стен и крыши. Пейзажные росписи-обманки противоположной стены призваны расширить помещение. В качестве пола сохранен грунт. Галерея зимнего сада оканчивается дверью, через которую можно попасть в часовню, которая оформлена плафонной и стенной росписями на религиозные сюжеты.

Фактурность фасадов особняка удачно оттенена пейзажным парком. На фоне сочной зелени шероховатый белый камень выглядит торжественно и эффектно. Но особенно величественно вся усадьба выглядит со стороны озера, с воды. Именно оттуда открывается превосходный вид на общую панорамную картину местности.

Когда-то Блок писал о Шувалове: «Оно великолепно красиво, ночью ли, днем ли. Но порой кажется осенено тенью, и будто уже печать увядания проступает на роскоши фасадов. От этого все вокруг делается точно очарованным». Вскорости Шувалова действительно коснется печать увяданья, а затем - дыхание другого времени. Что-то безвозвратно утеряно, что-то подлежит реставрации и восстановлению, но дух «очарованности» ощущается и сегодня. И это вдохновляет на создание новых великолепных зданий, продолжающих богатую архитектурную традицию прошлого. Превнося романтическую красоту былого в современность.
Архитектурная Мастерская Медведева
Индивидуальные Проекты Мастерская Готовые проекты